Работа над телесностью – существенная часть нашей помощи детям. Ежедневно в каждой возрастной группе проводится обязательное двигательно- речевое ритмическое занятие. Оно всегда проходит первым.
Особенно много внимания уделяется этому в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Все развитие первого семилетия жизни происходит через движение. Телесно-физическое развитие ребенка всегда соответствует его душевно-духовному развитию. По степени сформированности тех или иных физических функций или навыков мы с уверенностью можем говорить о зрелости соответствующих психических функций. Лечебно-педагогическая диагностика начинается с оценки движения ребенка (в статике и динамике). Каждое наше движение – полное выражение нашей индивидуальности. Поэтому ухватить особенности моторики, диагностировать движение ребенка, значит, действительно приблизиться к его сущности.
Следующее, на что мы опираемся в своей работе - это ритм. Все жизненные процессы (и процессы вообще) основаны на ритме и ритмично сменяют друг друга. Основа здоровья - в гармонии ритмов. Все лечебно-педагогические занятия опираются на различные ритмы: годовой ритм праздников, ритмичность занятий внутри учебных эпох, ритмичность всех проводимых мероприятий. Ритмическое занятие строится не только на формировании различных двигательных навыков, но и на стихотворных метрах и музыке. Движение, основанное на ритмах, речь и музыка, которые также имеют ритмическую основу, способны действовать целительно, гармонизирующее как на жизненные процессы ребенка, так и на его душевное существо. Ритмы могут подбираться индивидуально: кого-то нужно привести к покою, кого-то, наоборот, активизировать, побудить к деятельности. Смена темпа ритма помогает формированию границ. Ритмично повторяющиеся занятия создают для лечебно-педагогических детей опору, ориентиры, делают события предсказуемыми, дают радость узнавания и причастности к происходящему. Это снимает страхи и тревожность, дает опыт доверия, ребята учатся ждать, жить во времени.