Рассматривая моторные нарушения, мы сразу же должны обратить внимание на то, что вписанность тела в трехмерное пространство, реализация движений в плоскостях вперед-назад, верх-низ, право-лево – это дело не только моторики, но и чувственного восприятия (сенсорики).
И здесь мы имеем дело со столь модным сейчас понятием сенсорной интеграции. Лечебная педагогика говорит о 12(!) органах чувств, число которых не произвольно и не случайно, но основано на глубоком понимании существа человека. Сфера восприятий 12 органов чувств охватывает весь окружающий мир и формирует Я-сознание ребенка. Окружающий мир – все, начиная от восприятий собственного тела и мира вне человека и кончая тем, что выступает как душевное выражение других людей. В нашем «Я» различные чувственные восприятия сливаются в единое замкнутое чувственное впечатление окружающего мира.
Из этих 12 органов чувств - четыре являются собственно телесными (базовыми) и направлены на восприятие собственной телесности. Эти четыре базовых чувства суть – осязание (тактильность), чувство жизни (интроцепция), чувство собственного движения (проприоцепция), чувство равновесия (вестибулярная система). Восприятия телесных чувств остаются в бессознательном, но дают ощущение надежности и непрерывнсти бытия и чрезвычайно важны именно для формирования Я-сознания. Особенность этих чувств заключается в том, что они воспринимают в той степени, в какой сами же принимают участие в оформлении воспринимаемого. Т.е., например, степень оформленности какого-либо движения соответствует степени его восприятия через чувство собственного движения. Степень важности развития этих чувств определяется тем, что без них невозможна интеграция восприятий других чувств и душевное равновесие в целом. Базовые чувства являются:
- основой самопереживания и самосознания,
- основой переживания реальности мира,
- основой наших когнитивных способностей,
- основой для развития высших (социальных) чувств.
Когда нарушены базовые чувства, то «Я» лишается инструментов для отождествления себя с физическим телом.
Мы только тогда можем осознавать, познавать, действовать и взаимодействовать, когда наше «Я» может спокойно противопоставить себя миру, находясь «в надежном укрытии» своего тела-дома. Такое противопоставление возможно только при выделении себя из мира, при наличии безопасной дистанции, границы.